Кульман кульману - рознь. Мы работали на отечественных - сварная металлоконструкция, покрашенная зелёной краской. В месте перегиба пантографа на круглой шайбе два шпинёчка для дистанцирования от ватмана. Надо было соблюдать осторожность - если края ватмана после хранения в рулоне не хотели лежать в плоскости, то эти шпинёчки их рвали. Линейки из оргстекла смазывали грифель. А в качестве противовеса под ногами путалась здоровенная бетонная балда. Сбоку от балды зелёная же педаль.
У начальника был заграничный кульман - то ли чешский, то ли германский. Предмет гордости! Пантографов на нём не было. Шины мягко ездили на пластиковых роликах, а педаль снизу была на всю длину. Линейки - деревянные с целлулоидовой инкрустацией - карандаш не размазывали. Песня! И сама рабочая поверхность была изумительно ровная и белая - как нынешний "евроремонт". Чтобы не портить её - вместо кнопок использовали липкую зелёную мастику, похожую на жевательную резинку. Мастики было мало - её прятали каждый в своём столе (вернее, приклеивали в потайном месте).
В этом же отделе работала женщина - делала заготовки для фотошаблона печатных плат. У неё была чёрная изолента, из которой она по линейке ножом вырезала дорожки нужной толщины, кружочки (места сверления и пайки) и приклеивала всё это на лавсановую кальку, матовою с одной стороны. Калька носила загадочное название "пермотрэкс" и её очень удобно было использовать для выкроек. Калька изолентой же приклеивалась на дралоскоп. А под неё подкладывалась здоровенная фотоплёнка, на которой была сфотографирована сетка с шагом 5мм.
Считалось дурным точить карандаши лезвием типа "Нева". В основном использовались самодельные тесаки из обломков фрез из быстрорежущей стали.
А вообще было здОрово! Отношения между "зубрами" и новичками - добрыми. Секретами делились охотно, без нынешнего снобизма и деления на ламеров, юзеров и сисадминов. Жаль, только, что завод, где было это КБ, убили и разграбили...